Что стало главной причиной происшествия на трассе Микашевичи-Минск? Могли ли сотрудники ГАИ применять оружие и спецсредства в погоне за нарушителем? Когда начнут штрафовать за непристегнутые ремни безопасности на заднем сидении и введут балльную систему? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Запад" рассказал начальник ГАИ МВД Беларуси Александр Менделеев.
— Один из главных
вопросов, которые задают люди в связи с происшествием на трассе
Микашевичи-Минск 2 марта, почему для задержания нарушителя сотрудники ГАИ не применяли спецсредства? Почему не стреляли по колесам?
Почему не разложили "ежа"?
— На скорости 160 км/ч применять оружие очень опасно. Тем более, патруль ГАИ ехал на «Жигулях, а эту машину на такой скорости "болтает". В машине-беглеце ехали люди, если бы в момент выстрела автомобиль ГАИ качнуло — нет человека. А ведь всегда так и происходит, пьяница остается цел и невредим, а страдает невинный человек. Когда есть полная уверенность, что попадешь в колесо, когда скорость у автомобиля небольшая — тогда можно стрелять. В данном случае такой уверенности не было.
Если бы мы были уверены, что в машине едут преступники и убийцы, тогда можно было действовать более жестко. А здесь просто было административное правонарушение. Тем более, мы не знали, почему машина не останавливается.
Кроме того, инцидент произошел в воскресенье, когда трасса в направлении Минска достаточно загружена. Погоня шла, опережая автомобили.
Что касается "ежа". Даже если бы они успевали раскинуть "еж", на скорости 160 км\ч этот автомобиль начал бы кувыркаться, мог и взорваться. Что было бы тогда с этими четырьмя, которые находились в автомобиле? Я бы не решился раскатывать "еж" на такой скорости. Только дилетант может давать такие советы.
Теоретически, была возможность перекрыть дорогу грузовыми автомобилями, поставить мигалки. Но на это не хватило время. Почему — прокуратура даст свою оценку. Все переговоры радиостанции записаны, они анализируются. Мы просчитаем, какие действия могли предпринять сотрудники ГАИ, сравним с теми, которые они предприняли.
— Что касается
страхового возмещения. Как будут
осуществляться страховые выплаты в случае, если у нарушителя не было полиса гражданской ответственности?
— Машина была оформлена не на нарушителе. Возможно, полис гражданской ответственности на машину был.
— Возможен ли
регрессный иск к МВД со стороны страховых компаний?
— Да, если прокуратура посчитает сотрудников ГАИ виновными в создании такой ситуации.
Мы в свою очередь можем предъявить регрессный иск к виновнику происшествия. И с него будут деньги высчитываться через суд.
— Смущает, что в данном конкретном случае, виновник уже трижды судим и вряд ли имеет средства на возмещение ущерба четырем владельцам не самых дешевых автомобилей.
— Вопрос страховых выплат будет решаться по окончании расследования происшествия. Необходимы данные
судмедэкспертизы о телесных повреждениях попутчиков.
— Расскажите о
нарушителях, есть ли информация, почему этот человек сел в таком состоянии за
руль?
— Эти молодые люди ехали из Гомеля. Они останавливались по дороге, "добавляли". Нарушитель ехал без прав. Думал ли он о чем-либо? Ведь он мог убить своих друзей, кроме того, там была и его невеста или подруга.
Я не думаю, что он осознанно хотел угробить своих попутчиков и себя. Но ведь сел в таком состоянии за руль и ехал не куда-нибудь, а в столицу, где нарядов ГАИ побольше.
Я читал объяснения девушки, которая сидела на переднем сидении. Она пишет, что "просила водителя: Рома, давай останавливаться, а он ничего не ответил — глаза стеклянные..."
Я не собираюсь оправдывать действия сотрудников ГАИ, но прошу взглянуть на истинную причину происшествия — пьянство. Пьянство в нашей стране является сегодня гораздо более страшным пороком, чем даже наркомания. Пьянство становится обыденным, образом жизни. Отсюда — бытовые убийства, отсюда — пьяные за рулем.
— А сколько задерживается нетрезвых водителей?
— В 2006 году — 68688 водителей, в 2007 после введения
уголовной ответственности за
повторное управление в нетрезвом виде — 53496.
Снижение свидетельствует о том, что в
первое время у водителей был страх
перед уголовным наказанием.
В 2007 году возбуждено 1646 уголовных дел в отношении повторно задержанных. Кстати, почти все ездили без прав. А в этом году наблюдается интересная картина — в январе 2006 года задержано 4115 нетрезвых, 2007 — 4778 (уголовная ответственность вступила в силу в марте), в январе 2008 — 3805. Но уже в феврале ситуация изменилась: в феврале 2006 года задержано 3768 нетрезвых водителей, 2007 года — 3471, а в феврале 2008 года — 3861 — больше, чем в предыдущие годы. Страх прошел.
За два первых месяца 2007 года в нетрезвом виде водителями совершено 76 ДТП, 2008 — 67. Более всего — в Минской области — 20, в Гомельской — 13, в Минске — 12.
Как правило, ДТП с участием пьяных водителей завершаются особо тяжкими последствиями. В 2006 году погибло по вине нетрезвых водителей 196 человек, прошлом году 195 человек. Вот вам и эффект от введения уголовной ответственности. Мы не нашли тот рычаг, который существенно повлияет на ситуацию.
— То есть ужесточение наказания не привело к ожидаемым
результатам? Каков тогда смысл уголовной ответственности?
— Может уголовную ответственность и надо оставлять, но не
сажать нарушителя в тюрьму. Кем он оттуда выйдет? Он получит новые навыки правонарушений, и не только в дорожном движении. Я не говорю уже о том,
что государство его в тюрьме должно
содержать.
— Может, следует все же не сажать в тюрьму, а отбирать машины, чтобы, по крайней
мере, в первое время не на чем было ездить? Может, стоит ввести запрет на
приобретение такими людьми автомобилей, а их родственников предупреждать об
ответственности передачи своих
автомобилей в управление?
— Ранее была норма,
предусматривающая возмездное изъятие транспортного средства. Ведь лишая водителя
права управления транспортом, мы
оставляем ему автомобиль, оставляем искушение поехать.
Изъятие транспортного средства — это сложный вопрос. К примеру, семья вместе собирала деньги на автомобиль, мужа лишили прав, но у жены права остаются. Машину нарушитель может взять у жены, у дочки, у друга. Как ее изымать в таком случае?
— Но ведь есть
практика изъятия машины как
средства провоза контрабанды. А
контрабанда, особенно если это контрабанда партии сигарет, не приносит такого вреда обществу, не имеет таких
трагических последствий. Почему не использовать этот прецедент?
— Я — за. Мы готовы рассматривать этот вопрос. Возмездное изъятие — это изъятие, продажа, уплата за счет вырученных
средств всех издержек, штрафов. Остатки
при этом возвращаются бывшему владельцу
машины.
Но применение таких норм потребует не только внесения изменений в законодательство, но и готовности общества. Давайте обсудим этот вариант. Мы призываем к всестороннему обсуждению этого вопроса.
Кроме того, надо понимать, что даже такие нормы не станут панацеей. В древние времена, когда за кражу отрубали руку, вор второй залезал в карман.
— На чью помощь вы
рассчитываете?
— По этому случаю (на трассе Микашевичи-Минск) видно, какая
это сила — пресса! Если пресса поможет в профилактике, если каждый отдельно взятый человек поймет суть проблемы, тогда все изменится. Ведь перед тем
как человек сел пьяным за руль, он, как правило, пил не
один в лесу, с ним рядом были люди.
В советские времена был журнал «Фитиль». Я помню выпуск про то, как человек в нетрезвом виде сбивает коляску. Водитель — в шоке, думает, что сбил ребенка, лег на обочину и закрыл глаза. А потом оказывается, что в коляске были пустые бутылки. Что водитель пережил за эти минуты!!!
Нужны сегодня такие фильмы. И мы рассчитываем на помощь прессы. Мы готовы дать любые данные.
Я думаю, что нужно встретиться с главой киностудии "Беларусьфильм". Там снимаются не только белорусские фильмы, но и российские сериалы. Надо вводить в сериалы сюжетную линию, эпизоды которые бы оставляли в подсознании зрителя мысль: садиться за руль пьяным нельзя.
— Какие факторы еще
способствуют аварийности на дороге? На что сотрудники ГАИ будут обращать
повышенное внимание?
— В первую очередь это ремни безопасности. Если
на улучшения качества дорог:
строительство путепроводов, разделительных заграждений, нужны большие деньги и время, то ремень безопасности не стоит
ничего, а эффект — сумасшедший.
Некоторые считают, что в городе можно не пристегиваться. Сейчас все машины оборудованы подушками безопасности. Непристегнутый человек при небольшом столкновении идет вперед на выстрелившую подушку безопасности. В результате — лицо синее, а то и травма головы. То, что должно было спасти — ломает тебя.
После того, как мы провели массированную акцию, мы проанализировали ситуацию — люди стали пристегиваться больше, но все же недостаточно, поэтому мы вновь будем уделять повышенное внимание ремням безопасности.
— А что касается
пассажиров задних сидений?
— У нас бытует непонятное убеждение, что сзади не надо
пристегиваться. Надо. Сзади часто нет подушек безопасности, сидящий
сзади непристегнутый человек при
торможении травмирует себя, травмирует пристегнутого, сидящего впереди. Двойной негативный эффект.
— Что касается разговоров по мобильному телефону... Есть анекдот: таксистам запретили разговоры по мобильному телефону, они сейчас пишут эсэмэски.
— Использование мобильного телефона очень плохо сказывается на внимании водителя. Конечно, трудно доказать факт разговора по мобильному, так как все водители тут же заявляют, что просто держали его в руках.
Но есть предложения граждан ужесточить штрафы за мобильники. Один автолюбитель написал, что если бы был штраф не 30 тысяч, а четыреста, он бы не разговаривал по телефону за рулем. Хотя я не думаю, что вопрос здесь в размере штрафа. Нужно останавливать за не пристегнутый ремень, за использование мобильного телефона, и, возможно, не всегда штрафовать. Главное не выявлять нарушения, а пресекать. Многие и слово понимают.
— А насколько
качество дорог способствует ДТП?
Находите ли вы понимание с городскими
властями, министерством транспорта?
— Качество дороги является одним из главных факторов безопасности дорожного движения, влияет и ее обустройство техническими
средствами. Через неделю-полторы состоится заседание правительственной
комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Мы эти вопросы там
инициировали. Программа "Дороги Беларуси" не выполняется. Она выполнена только на 40 %. Нам ссылаются, что нет денег. А причем здесь автолюбители?
Вы видите, как хорошо сделаны выезды из Минска — разделительная полоса с заграждением, освещенность. Водители не боятся, что пьяный выедет на встречную. Но при этом пешеходные переходы остались в одном уровне — нет ни подземного, ни надземного.
Еще один фактор безопасности — подготовка водителей. Везде получить водительское удостоверение — дорого, это не буханку хлеба купить. Мы просим увеличить не только время практической подготовки, но и число часов психологии в школах вождения для того, чтобы повышать культуру на дорогах. Наше отношение к другим автолюбителям очень часто провоцирует ДТП.
— А как насчет
инструкторов, которые обучение
курсантов начинают с ненормативной лексики и правила «Покажи, кто на дороге
главный»?
— С инструкторов мы и начали. Мастер производственного
обучения вождению должен сам получить
сертификат специалиста. Это не просто шофер. И он должен получать не 400 тысяч зарплаты, а побольше. Автомобиль
должен быть техисправен, современный.
Вопрос в нехватке культуры на дороге. Происходит это по одной простой причине: мы так долго ждали возможности купить автомобиль, что сегодня едешь в автомобиле и хочешь быть главным на дороге. Например, в соседнем ряду машина хочет перестраиваться, ты же, вместо того, чтобы ее пропустить, давишь по газам, и доволен — не от того, что пропустил, а от того, что не дал проехать. В Европе этот этап давно прошел.
У нас, что делает водитель, подъезжая к перекрестку с моргающим зеленым сигналом? Давит на газ. А в Европе — снижает скорость. Даже мои сотрудники так делают. Я спрашиваю зачем? Мы проскочим, отвечают. Не надо проскакивать, надо проезжать. Если торопишься, выезжай на пять минут раньше.
Хотя нельзя не отметить, что аварийность снижается. В начале 90-х годов было составлено под четыре миллиона протоколов. В этом году чуть приближается к миллиону. За прошлый год погибло 1512 человек, такое же количество, как и в 1988 году, 20 лет назад. А сколько транспорта появилось! Каждый год прибавляется 200 тысяч водителей.
— Надо вводить
бальную систему для водителей?
— Мы обсуждали введение балльной системы. Есть понимание прокуратуры, администрации
президента. Сейчас создается рабочая
группа, чтобы выработать приемлемый для Беларуси вариант балльной
системы и ввести ее в норму закона. Не надо слепо копировать
европейский опыт.
Балльная система — это как зарплата, получил ее и распределяешь, как ее потратить. Получил водительское удостоверение — там у тебя 25 баллов. Если ты в течение года растерял баллы — твое водительское удостоверение становится недействительным, оно изымается. Чтобы получить его опять — надо пройти курсы, обучиться, пройти медкомиссию. Год без нарушений — возвращается 25 баллов.
Молодому водителю надо давать не 25, а 15 баллов. Положительно себя зарекомендовал — добавьте до общего уровня.
При оценке балльной системы многие акцентируют внимание на
том, что при ее применении за ремень
можно потерять водительское удостоверение. Но за ремень снимается 1 балл! Надо
25 раз не пристегиваться, чтобы лишиться водительского удостоверения. Если до тебя за двадцать пять раз не
доходит, тебе нечего делать на дороге.