Что стало главной причиной происшествия на трассе Микашевичи-Минск?
Могли ли сотрудники ГАИ применять оружие и спецсредства в погоне за
нарушителем? Когда начнут штрафовать за непристегнутые ремни
безопасности на заднем сидении и введут балльную систему? Об этом и
многом другом в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Запад"
рассказал начальник ГАИ МВД Беларуси Александр Менделеев.
— Один из главных
вопросов, которые задают люди в связи с происшествием на трассе
Микашевичи-Минск 2 марта, почему для задержания нарушителя сотрудники ГАИ не применяли спецсредства? Почему не стреляли по колесам?
Почему не разложили "ежа"?
— На скорости 160 км/ч применять оружие очень опасно. Тем более, патруль ГАИ ехал на «Жигулях, а
эту машину на такой скорости "болтает". В машине-беглеце ехали люди, если бы в момент выстрела автомобиль ГАИ
качнуло — нет человека. А ведь всегда так и происходит, пьяница остается цел и
невредим, а страдает невинный
человек. Когда есть полная уверенность, что попадешь в колесо, когда
скорость у автомобиля небольшая — тогда
можно стрелять. В данном случае такой уверенности не было.
Если бы мы были уверены, что в машине едут преступники и
убийцы, тогда можно было действовать более жестко. А здесь просто было административное
правонарушение. Тем более, мы не знали, почему машина не останавливается.
Кроме того, инцидент произошел в воскресенье, когда трасса в направлении Минска достаточно загружена. Погоня шла, опережая
автомобили.
Что касается "ежа". Даже если бы они успевали раскинуть "еж", на скорости 160 км\ч этот автомобиль начал бы кувыркаться, мог и
взорваться. Что было бы тогда с этими четырьмя, которые находились в
автомобиле? Я бы не решился раскатывать "еж" на такой скорости.
Только дилетант может давать такие
советы.
Теоретически, была
возможность перекрыть дорогу грузовыми автомобилями, поставить мигалки. Но на
это не хватило время. Почему — прокуратура даст свою оценку. Все переговоры радиостанции записаны, они анализируются. Мы просчитаем, какие действия могли предпринять сотрудники
ГАИ, сравним с теми, которые они предприняли.
— Что касается
страхового возмещения. Как будут
осуществляться страховые выплаты в случае, если у нарушителя не было полиса гражданской ответственности? — Машина была оформлена не на нарушителе. Возможно, полис гражданской ответственности на машину был.
— Возможен ли
регрессный иск к МВД со стороны страховых компаний? — Да, если прокуратура посчитает сотрудников ГАИ виновными в создании такой ситуации. Мы в свою очередь можем предъявить регрессный иск к виновнику происшествия. И с него будут деньги высчитываться через суд.
— Смущает, что в данном конкретном случае, виновник уже трижды судим и вряд ли имеет средства на возмещение ущерба четырем владельцам не самых дешевых автомобилей. — Вопрос страховых выплат будет решаться по окончании расследования происшествия. Необходимы данные
судмедэкспертизы о телесных повреждениях попутчиков.
— Расскажите о
нарушителях, есть ли информация, почему этот человек сел в таком состоянии за
руль?
— Эти молодые люди ехали из Гомеля. Они останавливались по
дороге, "добавляли". Нарушитель ехал без прав. Думал ли он о чем-либо? Ведь он мог
убить своих друзей, кроме того, там была
и его невеста или подруга.
Я не думаю, что он
осознанно хотел угробить своих
попутчиков и себя. Но ведь сел в таком состоянии за руль и ехал не
куда-нибудь, а в столицу, где нарядов
ГАИ побольше.
Я читал объяснения девушки, которая сидела на переднем
сидении. Она пишет, что "просила водителя: Рома, давай
останавливаться, а он ничего не ответил — глаза стеклянные..."
Я не собираюсь оправдывать действия сотрудников ГАИ, но прошу взглянуть на истинную
причину происшествия — пьянство.
Пьянство в нашей стране является сегодня гораздо более страшным пороком, чем даже наркомания. Пьянство
становится обыденным, образом жизни. Отсюда — бытовые убийства, отсюда — пьяные
за рулем.
— А сколько задерживается нетрезвых водителей? — В 2006 году — 68688 водителей, в 2007 после введения
уголовной ответственности за
повторное управление в нетрезвом виде — 53496.
Снижение свидетельствует о том, что в
первое время у водителей был страх
перед уголовным наказанием.
В 2007 году возбуждено 1646 уголовных дел в отношении повторно задержанных. Кстати, почти все
ездили без прав. А в этом году наблюдается интересная картина — в январе 2006 года задержано 4115 нетрезвых, 2007 — 4778 (уголовная
ответственность вступила в силу в
марте), в январе 2008 — 3805. Но уже в
феврале ситуация изменилась: в феврале
2006 года задержано 3768 нетрезвых водителей, 2007 года — 3471, а в феврале
2008 года — 3861 — больше, чем в предыдущие годы. Страх прошел.
За два первых месяца 2007 года в нетрезвом виде водителями совершено 76 ДТП, 2008 — 67. Более всего — в Минской области — 20, в Гомельской — 13, в
Минске — 12.
Как правило, ДТП с участием пьяных водителей завершаются особо тяжкими последствиями. В
2006 году погибло по вине нетрезвых водителей 196 человек, прошлом году 195 человек. Вот вам и эффект от введения уголовной ответственности. Мы не нашли тот рычаг, который существенно повлияет на ситуацию.
— То есть ужесточение наказания не привело к ожидаемым
результатам? Каков тогда смысл уголовной ответственности? — Может уголовную ответственность и надо оставлять, но не
сажать нарушителя в тюрьму. Кем он оттуда выйдет? Он получит новые навыки правонарушений, и не только в дорожном движении. Я не говорю уже о том,
что государство его в тюрьме должно
содержать.
— Может, следует все же не сажать в тюрьму, а отбирать машины, чтобы, по крайней
мере, в первое время не на чем было ездить? Может, стоит ввести запрет на
приобретение такими людьми автомобилей, а их родственников предупреждать об
ответственности передачи своих
автомобилей в управление? — Ранее была норма,
предусматривающая возмездное изъятие транспортного средства. Ведь лишая водителя
права управления транспортом, мы
оставляем ему автомобиль, оставляем искушение поехать.
Изъятие транспортного средства — это сложный вопрос. К примеру, семья вместе собирала деньги на автомобиль, мужа лишили прав, но у жены права
остаются. Машину нарушитель может взять у жены, у дочки, у друга. Как ее изымать в таком случае?
— Но ведь есть
практика изъятия машины как
средства провоза контрабанды. А
контрабанда, особенно если это контрабанда партии сигарет, не приносит такого вреда обществу, не имеет таких
трагических последствий. Почему не использовать этот прецедент? — Я — за. Мы готовы рассматривать этот вопрос. Возмездное изъятие — это изъятие, продажа, уплата за счет вырученных
средств всех издержек, штрафов. Остатки
при этом возвращаются бывшему владельцу
машины.
Но применение таких норм потребует не только внесения изменений в
законодательство, но и готовности общества. Давайте обсудим этот вариант. Мы призываем к всестороннему обсуждению этого вопроса.
Кроме того, надо понимать, что даже такие нормы не станут панацеей. В древние времена, когда за кражу отрубали руку, вор второй залезал в
карман.
— На чью помощь вы
рассчитываете? — По этому случаю (на трассе Микашевичи-Минск) видно, какая
это сила — пресса! Если пресса поможет в профилактике, если каждый отдельно взятый человек поймет суть проблемы, тогда все изменится. Ведь перед тем
как человек сел пьяным за руль, он, как правило, пил не
один в лесу, с ним рядом были люди.
В советские времена был журнал «Фитиль». Я помню выпуск про то, как человек в нетрезвом виде сбивает коляску. Водитель — в шоке, думает, что сбил ребенка,
лег на обочину и закрыл глаза. А потом оказывается, что в коляске были пустые бутылки. Что водитель пережил за эти минуты!!!
Нужны сегодня такие фильмы. И мы рассчитываем на помощь прессы. Мы готовы дать любые данные.
Я думаю, что нужно встретиться с главой киностудии
"Беларусьфильм". Там снимаются не только белорусские фильмы, но и российские сериалы. Надо вводить в сериалы сюжетную линию,
эпизоды которые бы оставляли в подсознании зрителя мысль: садиться за руль пьяным нельзя.
— Какие факторы еще
способствуют аварийности на дороге? На что сотрудники ГАИ будут обращать
повышенное внимание? — В первую очередь это ремни безопасности. Если
на улучшения качества дорог:
строительство путепроводов, разделительных заграждений, нужны большие деньги и время, то ремень безопасности не стоит
ничего, а эффект — сумасшедший.
Некоторые считают, что в городе можно не пристегиваться.
Сейчас все машины оборудованы подушками
безопасности. Непристегнутый человек при
небольшом столкновении идет вперед на выстрелившую подушку безопасности. В
результате — лицо синее, а то и травма
головы. То, что должно было спасти —
ломает тебя.
После того, как мы провели массированную акцию, мы
проанализировали ситуацию — люди стали пристегиваться больше, но все же недостаточно, поэтому мы
вновь будем уделять повышенное внимание
ремням безопасности.
— А что касается
пассажиров задних сидений? — У нас бытует непонятное убеждение, что сзади не надо
пристегиваться. Надо. Сзади часто нет подушек безопасности, сидящий
сзади непристегнутый человек при
торможении травмирует себя, травмирует пристегнутого, сидящего впереди. Двойной негативный эффект.
— Что касается разговоров по мобильному телефону... Есть
анекдот: таксистам запретили разговоры
по мобильному телефону, они сейчас пишут эсэмэски. — Использование мобильного телефона очень плохо сказывается
на внимании водителя. Конечно, трудно доказать факт разговора по мобильному,
так как все водители тут же заявляют,
что просто держали его в руках.
Но есть предложения граждан ужесточить штрафы за
мобильники. Один автолюбитель
написал, что если бы был штраф не 30
тысяч, а четыреста, он бы не разговаривал по телефону за рулем. Хотя я не
думаю, что вопрос здесь в размере штрафа. Нужно останавливать за не пристегнутый ремень, за использование мобильного телефона, и,
возможно, не всегда штрафовать. Главное не выявлять нарушения, а пресекать.
Многие и слово понимают.
— А насколько
качество дорог способствует ДТП?
Находите ли вы понимание с городскими
властями, министерством транспорта? — Качество дороги является одним из главных факторов безопасности дорожного движения, влияет и ее обустройство техническими
средствами. Через неделю-полторы состоится заседание правительственной
комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Мы эти вопросы там
инициировали. Программа "Дороги Беларуси" не выполняется. Она выполнена только на 40 %. Нам ссылаются, что нет денег. А причем здесь автолюбители?
Вы видите, как хорошо сделаны выезды из Минска —
разделительная полоса с
заграждением, освещенность. Водители не
боятся, что пьяный выедет на встречную.
Но при этом пешеходные переходы остались в одном уровне — нет ни подземного, ни
надземного.
Еще один фактор безопасности — подготовка водителей. Везде
получить водительское удостоверение —
дорого, это не буханку хлеба купить. Мы
просим увеличить не только время практической подготовки, но и
число часов психологии в школах вождения для того,
чтобы повышать культуру на дорогах. Наше отношение к другим автолюбителям очень часто
провоцирует ДТП.
— А как насчет
инструкторов, которые обучение
курсантов начинают с ненормативной лексики и правила «Покажи, кто на дороге
главный»? — С инструкторов мы и начали. Мастер производственного
обучения вождению должен сам получить
сертификат специалиста. Это не просто шофер. И он должен получать не 400 тысяч зарплаты, а побольше. Автомобиль
должен быть техисправен, современный.
Вопрос в нехватке культуры на дороге. Происходит это по одной простой причине:
мы так долго ждали возможности купить автомобиль, что сегодня едешь в автомобиле и хочешь быть главным на
дороге. Например, в соседнем ряду машина
хочет перестраиваться, ты же, вместо того, чтобы ее пропустить, давишь по
газам, и доволен — не от того, что пропустил, а от того, что
не дал проехать. В Европе этот этап давно прошел.
У нас, что делает водитель, подъезжая к перекрестку с
моргающим зеленым сигналом? Давит на газ. А в Европе — снижает скорость. Даже мои сотрудники так делают. Я спрашиваю
зачем? Мы проскочим, отвечают. Не надо проскакивать, надо проезжать. Если
торопишься, выезжай на пять минут
раньше.
Хотя нельзя не отметить, что аварийность снижается. В начале
90-х годов было составлено под четыре
миллиона протоколов. В этом году чуть
приближается к миллиону. За прошлый год погибло 1512 человек, такое же
количество, как и в 1988 году, 20 лет
назад. А сколько транспорта появилось!
Каждый год прибавляется 200 тысяч водителей.
— Надо вводить
бальную систему для водителей? — Мы обсуждали введение балльной системы. Есть понимание прокуратуры, администрации
президента. Сейчас создается рабочая
группа, чтобы выработать приемлемый для Беларуси вариант балльной
системы и ввести ее в норму закона. Не надо слепо копировать
европейский опыт.
Балльная система — это как зарплата, получил ее и
распределяешь, как ее потратить. Получил водительское удостоверение — там у тебя 25 баллов. Если ты
в течение года растерял баллы — твое
водительское удостоверение становится недействительным, оно изымается.
Чтобы получить его опять — надо пройти курсы, обучиться, пройти медкомиссию. Год
без нарушений — возвращается 25 баллов.
Молодому водителю надо давать не 25, а 15
баллов. Положительно себя зарекомендовал
— добавьте до общего уровня.
При оценке балльной системы многие акцентируют внимание на
том, что при ее применении за ремень
можно потерять водительское удостоверение. Но за ремень снимается 1 балл! Надо
25 раз не пристегиваться, чтобы лишиться водительского удостоверения. Если до тебя за двадцать пять раз не
доходит, тебе нечего делать на дороге.
|