ОТКРЫТОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО участников дорожного движения Республики Беларусь
Президенту Республики Беларусь Лукашенко Александру Григорьевичу Приемная: г. Минск, ул.Кирова, д.43. Совет Министров Республики Беларусь Приемная: г. Минск,
ул. Советская, 9 Конституционный суд Республики Беларусь Приемная: г. Минск,
ул. К.Маркса, 32
12 и 13 марта 2008 года средствами
массовой информации Республики Беларусь была распространена информация об
инциденте, произошедшем десятью днями ранее – 2 марта 2008 года – на 8-м
километре шоссе Минск-Микашевичи, вызвавшем среди автомобилистов Беларуси огромный
резонанс. В результате действий сотрудников ГАИ, целью которых была остановка
транспортного средства, управляемого нетрезвым водителем, пострадали случайные
граждане, проезжавшие в тот момент по указанной выше трассе и
использованные по указанию ГАИ в качестве «живого щита». Данное событие, на наш взгляд, является
вопиющим фактом неквалифицированных действий сотрудников ГАИ Минска и Минской
области, результатом которых явилось нарушение закрепленных Конституцией
Республики Беларусь законных прав граждан Республики Беларусь, а также
материальный, моральный и физический урон, причиненный потерпевшим. Более
детальные факты произошедшего известны и излагать их в данном обращении считаем
нецелесообразным. Реакция представителей руководства
Министерства внутренних дел и, в частности, руководства Государственной
автомобильной инспекции Республики Беларусь, города Минска и Минской области,
доведенная до сведения широкой общественности посредством обращений начальника УГАИ
г. Минска и заместителя начальника УГАИ МВД РБ, нуждается в доскональном
расследовании и разбирательстве со стороны вышестоящих органов государственного
контроля. По имеющейся неподтвержденной информации, подобная
практика использования автомобилей гражданских лиц в качестве преград для
поимки и задержания нарушителей на дорогах давно применяется органами
правопорядка. Вопиющим, на наш взгляд, является и тот факт, что потерпевшим даже не позволили покинуть свои автомобили, тем самым подвергнув их жизни и жизни их родных и близких, по сути, смертельной опасности. Кроме того, сложившаяся в настоящее время на дорогах Республики
Беларусь ситуация, выражающаяся в постоянном росте дорожно-транспортных происшествий
с постоянно увеличивающимся количеством жертв и растущей тяжестью последствий,
на наш взгляд, нуждается в незамедлительном рассмотрении со стороны руководства
МВД РБ. Мы
осуждаем действия, по сути, нашего коллеги - водителя, который
многократно нарушил требования ПДД, подвергнув опасности многих, кто
двигался в тот день вечером по трассе Минск-Микашевичи. Ввиду
того, что первостепенным виновником произошедшего явился нетрезвый
водитель, считаем, что кроме акцентирования внимания на действиях
сотрудников ГАИ, а также методиках и процедурах, примененных ими на
дороге 2 марта, необходимо уделить большее внимание профилактике,
предупреждению и своевременному пресечению случаев нахождения нетрезвых
водителей за рулем транспортных средств. Однако данный факт, на наш
взгляд, не может является оправдательным по отношению к фактам
произошедшей трагедии.
В связи с вышеизложенным, мы,
нижеподписавшиеся граждане Республики Беларусь, владельцы транспортных средств,
водители и пешеходы, постоянно участвующие в дорожном движении на дорогах нашей страны, обращаемся к
Вам со следующими просьбами и предложениями: 1. Просим на уровне высшего руководства
Министерства внутренних дел и Президента Республики Беларусь инициировать и
проконтролировать доскональное, тщательное и объективное расследование
инцидента использования автомобилей гражданских лиц в качестве преграды для
задержания нарушителя, произошедшего 2 марта 2008 года на трассе
Минск-Микашевичи. 2. Предоставить общественности, посредством
публикации в средствах массовой информации и письменного ответа на данное обращение,
результаты проверки, а также подтвердить или опровергнуть факт использования
гражданских автомобилей в качестве преград для поимки нарушителей. 3.
В случае подтверждения фактов существования инструкций, правил или иных
документов и нормативов, позволяющих использовать автомобили граждан в
качестве "живого щита" для поимки правонарушителей, выступаем с инициативой
внесения Советом Министров РБ на рассмотрение Конституционного суда
вопроса о правомерности и законности данных инструкций (правил,
нормативов) и просим непосредственно Конституционный Суд дать
оценку соответствия подобных инструкций Конституции Республики Беларусь
в плане соблюдения прав человека. 4. В случае подтверждения применения
подобной практики использования транспортных средств граждан в качестве преград
или иным, потенциально опасным для сохранности имущества, здоровья и
жизни граждан образом, просим Конституционный Суд РБ инициировать внесение изменений в
необходимые законодательные акты, нормативные документы, инструкции и правила,
с целью исключения возможности применения подобных мер со стороны
государственных органов правопорядка. 5. Совет Министров просим инициировать доскональное
рассмотрение действий представителей органов правопорядка, в частности
заявлений Начальника УГАИ г. Минска и заместителя начальника УГАИ МВД РБ,
заявивших 12 марта 2008 года в обращениях к гражданам через средства массовой
информации о невиновности сотрудников ГАИ, проводивших 02.03.2008 операцию по
задержанию преступника на трассе Минск-Микашевичи, на предмет соответствия занимаемым должностям (с учетом факта признания Министром внутренних дел
13.03.2008 безоговорочной вины сотрудников ГАИ,
создавших опасную для жизни и
здоровья граждан ситуации). Провести проверку наличия внутренних
документов УГАИ МВД РБ, позволяющих использование имущества и самих
граждан в роли "живого щита" с целью задержания правонарушителей, и,
при наличии подобных документов, инициировать проведение оценки
Конституционным судом РБ соответствия подобных инструкций
Конституционным правам граждан. 6. Считаем целесообразным и оправданным
в следствие произошедшего 2 марта инцидента, Министру внутренних дел рекомендовать
начальнику УГАИ и зам. начальника УГАИ МВД РБ публично признать
необъективность и преждевременность выводов, сделанных в заявлениях от
12 марта 2008 года и принести извинения автомобильной общественности. 7. Предлагаем для разрешения сложившейся
сложной ситуации на дорогах страны высшему руководству Министерства внутренних
дел рассмотреть возможность создания коллегиального консультационного органа, в
который, в обязательном порядке должны входить представители организаций и
объединений автомобильного движения страны и рядовые автомобилисты, обладающие достаточным опытом и знаниями. Целью
работы подобного органа явилось бы принятие актуальных, разумных, целесообразных
и обдуманных решений по внесению изменений в правила дорожного движения, а
также иные документы, инструкции и правила, регламентирующие поведение
участников дорожного движения и инспекторов ГАИ на дорогах. 8. Просим Президента Республики Беларусь,
являющегося, согласно Конституции, гарантом соблюдения прав человека принять ряд мер для скорейшего и объективного расследования произошедшего, стимулирования наведения
порядка на дорогах нашей страны, а также в рядах Государственной Автомобильной
Инспекции. Взять под личный контроль расследование вопиющего инцидента,
описанного выше и едва не приведшего к травмам, увечьям и гибели ни в чем не повинных граждан нашей страны. 9.
Поскольку, произошедшее ДТП является исключительным случаем, требующим,
по нашему мнению, повышенного внимания и досконального проведения
расследования, просим Совет Министров инициировать и проконтролировать
проведение тщательного и объективного расследования по факту
произошедшего 2 марта 2008 года на трассе Минск-Микашевичи,
дорожно-транспортного происшествия, проконтролировать соответствующие
органы в выполнении расследования и оценке действий неподчинившегося
требованиям сотрудников ГАИ водителя, а также его пассажиров. Ввиду
последних комментариев участников происшествия-пассажиров автомобиля
Гольф, опубликованных в СМИ, подобные заявления можно расценивать как
прямой вызов и(или) насмешку над законодательством, Правилами Дорожного
Движения и участниками автомобильного движения в целом.
Как известно, дорога не прощает ошибок –
будь то ошибки неопытного водителя либо непродуманное правило или норматив. Ввиду
постоянно увеличивающегося количества транспортных средств на дорогах, считаем
крайне необходимым принятие безотлагательных мер по корректировке Правил
Дорожного Движения, а также инструкций, правил и иных документов, так или иначе,
касающихся безопасности дорожного движения. Принятие решений, руководствуясь
мнением только одной стороны, безусловно, является малоэффективным и это
подтверждает статистика увеличения ДТП, в том числе, и с тяжелыми последствиями. Только
совместными усилиями органов контроля и непосредственно самих участников
дорожного движения можно навести порядок и максимально обезопасить водителей,
пассажиров, пешеходов, имущество, здоровье и жизни всех нас. Мы убедительно просим прислушаться к
мнению автомобилистов страны, выраженных в данном письме и принять верное
решение. О результатах рассмотрения данного
обращения просим сообщить инициативной группе: ФИО, почтовый адрес, телефон ... Подписи: 1. ФИО, подпись ... ... ...
|