Пока руководство ГАИ
отрицало факт применения "живого щита" на трассе Минск - Микашевичи 2
марта, пока оправдывалось и извинялось, пока признавало, что ЭТО -
экстраординарный, единичный случай, редакция "Автобизнеса" получала
устные и письменные сообщения от читателей о том, что произошедшее -
ПРАКТИКА, а не какое-то там дикое "недоразумение"…
Да. Участникам событий 2 марта, можно
сказать, повезло, если сравнивать с жертвами "живого щита",
сооруженного работниками ГАИ 7 октября 2007 года.
Так же, как и в случае на трассе Минск -
Микашевичи, это случилось в воскресенье вечером, около 18 часов. Как
сказано в справке отдела предварительного расследования ГУВД
Мингорисполкома от 5 ноября 2007 г., водитель Наркевич О. А. , находясь
в состоянии алкогольного опьянения (2,71 промилле), будучи лишенным
водительского удостоверения, управляя автомобилем Peugeot 605, двигаясь
по МКАД со стороны пр-та Независимости в направлении Логойского тракта
со скоростью не менее 110 км/ч и проезжая административное здание
"Бизнес-Центр", совершил наезд на стоящие впереди автомобили: "Таврия"
под управлением водителя А.; Мitsubishi Carisma под управлением
водителя С.; ВАЗ-2110 под управлением Л.; DAF-95 с полуприцепом под
управлением водителя П.; Volkswagen Caddy под управлением водителя К. В
результате ДТП водителю автомобиля "Таврия" А. причинены телесные
повреждения - закрытый оскольчатый перелом средней трети правой
тазобедренной кости со смещением плюс открытая черепно-мозговая травма
и сотрясение мозга, которые могут быть отнесены к категории тяжких…
Итак, наши герои ехали по МКАД со стороны Уручья в сторону Зеленого
Луга. Напротив выставочного центра "Экспобел" их так же, как и на
трассе Минск - Микашевичи, по очереди останавливали на дороге
инспекторы ГАИ…
Вот что рассказали нам участники событий, произошедших полгода назад.
Евгений (ехал на автомобиле Мitsubishi Carisma с женой и полуторагодовалым сынишкой):
- Когда мы подъехали к будущему месту
столкновения, там, в первой полосе, находилась машина ГАИ, а в 10
метрах от нее во второй полосе стояла фура без включенной аварийной
сигнализации. К тому времени я уже притормаживал, так как мне
необходимо было перестроиться в первый ряд. Когда подъехали к
сотрудникам ГАИ, один из них выбежал навстречу движению моего
автомобиля, практически под колеса, с направленным в нашу сторону
пистолетом. Я остановился и, не успев сообразить, что к чему, услышал
лишь визг тормозов… Успел крикнуть жене: "Держи ребенка!" От сильного
удара сзади наш автомобиль влетел в стоящую впереди фуру… Когда я
пришел в себя и осмотрелся - общая картина была ужасной: рядом
перевернутый Volkswagen Caddy и в лепешку размолоченная "Таврия".
Самостоятельно выйти из автомобиля я смог, а жене потребовалась моя
помощь. Видел, как водителю Peugeot 605 заламывают руки и надевают
наручники… "Скорая" приехала лишь через 20-30 минут. В девятой больнице
у моей жены определили перелом ключицы со смещением, наложили гипс и
отпустили домой. Около двух месяцев она почти не спала, так как ныло
все тело, да и спать разрешалось только в сидячем положении. Как
оказалось позже, у нее не только была сломана ключица со смещением, но
и сместился 9-й позвонок (без боли она могла пройти от силы метров 5),
сломана верхняя четверть грудины, сильные ушибы ребер. Она не могла
даже кашлянуть - это причиняло ей невыносимую боль.
Мою разбитую машину отвезли на эвакуаторе
в гараж, а меня в течение двух часов обследовали на содержание алкоголя
и затем просто - без какого-либо сочувствия или помощи - отпустили "с
миром". Мол, добирайся домой, как сумеешь. Дальнейшие действия?
Никаких. Было не до этого, так как у меня на руках был маленький
ребенок и беспомощная жена. Стал ожидать страховой выплаты. Автомобиль
не подлежал восстановлению. Через три месяца получил 7 миллионов 100
тысяч рублей (около 3 тысяч долларов) - это лишь 60 процентов цены
аналогичного автомобиля на рынке.
Стас АЛЕКСЕЕВ и Наталья ГАТОВКА ехали в автомобиле "Таврия".
Стас:
- Мы стояли в первом ряду. Удар был
настолько сильным, что наш автомобиль просто сплющило. Все кругом
удивлялись, как мы еще живы остались. Мы были пристегнуты, и наши
сиденья вырвало с корнем. Я очнулся лишь в больнице, где пролежал
полтора месяца… До сих пор хожу с помощью костылей. Врач сказал до
конца июля не расставаться с ними, а дальше будет видно. Я единственный
ребенок в семье и не представляю, что могло случиться с родителями.
Отец у меня инвалид-"афганец" без ног. Это ему принадлежала машина, а я
перегонял ее из ремонта к нему на дачу. Ко мне приезжал в больницу
следователь, который вел следствие по этому делу. Он мне показал схему
ДТП, на которой не была отражена полоса торможения и съезд с кольцевой.
Я не работник ГАИ, но думаю, что можно было положить растяжку хотя бы в
районе стадиона "Заря" или перекрыть дорогу большегрузной техникой…
Наталья:
- Я пришла в сознание лишь на операционном
столе в больнице, когда мне зашивали рот и ногу. Рядом лежал Стас. Ему
зашивали разбитую голову. Потом услышала, как врач сказал: "Смотри,
какая молоденькая, но придется делать операцию на зубы…", и снова
потеряла сознание. Полтора месяца я питалась через трубочку…
Возмещение вреда
Стас:
- Уголовное дело в отношении Олега
Наркевича (водителя, за которым шла погоня) было возбуждено
автоматически, вследствие причинения мне тяжких телесных повреждений. О
судебном разбирательстве мы узнали случайно, через два месяца от…
самого Олега, когда сами ему позвонили. Вот так. Поэтому заявлять о
своем материальном иске мне пришлось, можно сказать, случайно, прямо в
зале суда, без каких-либо предварительных консультаций со
специалистами. В результате я назвал сумму в размере 20 миллионов.
Согласно приговору суда Советского района
г. Минска от 24 января 2008 года Наркевич Олег Анатольевич, 1975 года
рождения, уроженец г. Минска, работающий слесарем РУП "МАЗ",
допрошенный в качестве обвиняемого, свою вину в предъявленном обвинении
признал и показал, что в 2006 году его лишили права управления ТС за
управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения сроком на 3
года. 7 октября 2007 года в течение дня он распивал спиртные напитки. В
связи с возникшей личной необходимостью на принадлежащем ему автомобиле
Peugeot 605 около 18 часов из микрорайона Серебрянка поехал в поселок
Боровляны. Двигаясь по МКАД со скоростью 100-110 км/ч, увидел, что в
попутном направлении позади него двигается машина ГАИ с проблесковыми
маяками, и понял, что его пытаются остановить. Пытаясь скрыться от
сотрудников милиции, он принял вправо и продолжил движение. Подъезжая к
дорожной развязке МКАД - Логойский тракт, УВИДЕЛ СПРАВА АВТОМОБИЛЬНУЮ
ПРОБКУ. Применил меры торможения, однако из-за большой скорости не
справился с управлением и столкнулся с впереди стоящей машиной…
Признав Олега
Наркевича виновным, суд Советского района г. Минска назначил ему
наказание в виде трех лет ограничения свободы с направлением в
исправительное учреждение открытого типа ("химия"), с лишением права
управлением ТС сроком на 5 лет. Что касается искового заявления
потерпевшего, то суд постановил взыскать с Наркевича О. А. в пользу
Стаса в счет денежного возмещения морального вреда лишь 10.000.000
рублей, то есть половину от заявленной суммы.
Стас:
- Насколько мне известно, Наркевич пытался
обжаловать приговор и сумму, но суд высшей инстанции оставил приговор
без изменений. На сегодняшний день ни одного рубля из этой суммы я не
получил…
Наталья:
- В отличие от Стаса мне самой пришлось
подавать в суд Советского района г. Минска заявление о возбуждении дела
частного порядка, в котором я указала, что в результате данного ДТП мне
были причинены следующие телесные повреждения:
- закрытая черепно-мозговая травма;
- сотрясение мозга;
- перелом грудины;
- ушибленная рана левой голени;
- многочисленные ссадины на лице;
- сломан задний зуб (N18).
При этом я указала на то, что данные
телесные повреждения повлекли за собой длительное и стойкое
расстройство здоровья, которое мне пришлось восстанавливать около трех
месяцев. Кроме того, мне причинен моральный вред, выразившийся в
причинении мне физических страданий. Я перенесла сильнейшую боль от
переломов и ушибов, а от сильнейшего психологического стресса не
оправилась и по сей день. НО СТРАШНЕЕ ВСЕГО ТО, ЧТО У МЕНЯ ПОВРЕЖДЕНО
ЛИЦО, ШРАМЫ ОСТАНУТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, нет зуба (его надо протезировать),
а МНЕ ТОЛЬКО 24 ГОДА! С учетом изложенного я попросила привлечь
Наркевича к уголовной ответственности по части 1 статьи 317 УК РБ и
взыскать с него причиненный мне моральный вред в размере 5 миллионов
рублей. В моем иске мне было отказано.
Комментарий адвоката
Вера СТРЕМКОВСКАЯ (к ней Наталья, Стас и
Евгений пришли на консультацию по поводу того, что им теперь делать и
нельзя ли их дело рассматривать вместе или параллельно делу потерпевших
на трассе Минск - Микашевичи 2 марта):
- События 7 октября 2007 года с созданием
на трассе описанной выше ситуации, опасной для жизни и здоровья людей,
следовало бы рассматривать в том же аспекте, в котором в настоящее
время рассматривается дело о подобных событиях 2 марта 2008 года.
Однако ни следствие, ни суд, рассмотревший уже обвинение Наркевича, не
усмотрели взаимосвязи с тем, что они стали потерпевшими, и причиной их
остановки на трассе. Этот вопрос попросту не стоял. Кроме того, не
установлена и последовательность событий при столкновении транспортных
средств, нет четкой картины произошедшего. Именно поэтому сегодня
надлежит поставить вопрос о приведении в действие механизма обжалования
или опротестования состоявшихся решений суда в связи с наличием
обстоятельств, которые судом не были учтены.
Следует также учесть, что наиболее
пострадавшие в ДТП - Стас и его девушка Наталья - получили существенные
травмы: у Стаса - перелом ноги, квалифицируемый как тяжкое телесное
повреждение, у Натальи - грудины (менее тяжкое). Евгений с женой и
ребенком вообще не были признаны потерпевшими и по делу проходили лишь
как свидетели. Все, что они получили, - страховое возмещение в размере
60 процентов стоимости автомобиля. Результатом такого разбирательства
потерпевшие недовольны: назначенное Наркевичу наказание не является
адекватным, причиненный потерпевшим ущерб не компенсирован. Настоящими
виновниками происшествия - и тогда, и сегодня - потерпевшие считают
работников ГАИ.
Наталья говорит, что указывала на это
следователю, и он разъяснил ей, что уже послал дело в прокуратуру, но в
какую, до сих пор не ясно. Во всяком случае, потерпевших больше не
вызывали ни в прокуратуру, ни к какому-либо следователю. В общем,
вежливо и категорично им дали знать, что других следственных действий
по их делу не происходит. И будут ли? Только теперь, когда они узнали о
потерпевших в результате событий 2 марта и их претензиях к ГАИ, они
поняли, как на самом деле были ущемлены их права и кто в большей
степени несет ответственность за причиненный им вред.
На сегодняшний день необходимо вернуть
ситуацию в правовое поле и, проверив все обстоятельства и доводы
сторон, дать им надлежащую оценку, защитив тем самым нарушенные права
граждан. И мы надеемся, что это дело встанет в один ряд с расследуемым
эпизодом от 2 марта в смысле правовой оценки случившегося и наказания
виновных. Такие события не должны впредь повторяться в нашей стране.
Хочется верить, что практика выставления "живых щитов" навсегда теперь
уже изжита.
Игорь Москаленко. Автобизнес-weekly
|